Общая история: Шашечная композиция Днепропетровщины

Автор: Анатолий Панченко, добавлено: 23.09.2014

Шашечная композиция Днепропетровщины имеет давнюю и интересную историю, которая берёт своё начало в 20-е гг. ХХ века, хотя и не так уж много композиторов, которые на момент присвоения звания мастера в этой части шашечного спорта проживали на территории области. Количество таких авторов шашечная история нашего региона насчитывает всего четыре.
Первым мастером спорта по шашечной композиции стал инженер из Кривого Рога проблемист Григорий Владимирович Кетлер. Это звание было присвоено ему в 1967 году по итогам участия в разделах концовок и комбинаций всесоюзных конкурсов в период 1962-66 гг. Разрядные нормы для жанра композиции концовок или современного его названия проблем были введены в спортивную классификацию как раз с 1962 года. Сведения о первой публикации криворожского композитора датируются 1931 годом. В журнале «64» был напечатан его этюд. Ничего удивительного в этом нет, так как исторически сложилось, что в это время признанной основой композиции были этюды и задачи, поэтому многие проблемисты начинали с этих жанров. Но своё признание в мире шашечной композиции Г. Кетлер получил как автор комбинационных концовок, которые составлял в русские и стоклеточные шашки. Интересно, что композитором была создана собственная и на то время новая систематизация комбинаций. Основывалась эта классификация комбинаций не на финальном ударе, а на идее, которая может быть осуществлена разными тактическими приёмами. Наивысшим спортивным его достижением, безусловно, является серебро в жанре проблем Второго чемпионата СССР по композиции в стоклеточные шашки. Примечательно также, что Григорий Кетлер выступал не только в качестве автора позиций участвующих в соревнованиях, но и в роли судьи-консультанта конкурсов проводимых газетой «64», где и напечатано большинство его произведений.
Через год звание мастер спорта было присвоено одному из сильнейших шашистов области, активному популяризатору шашек в Днепродзержинске и, по сути, основателю шашечного движения в этом городе Виктору Николаевичу Богуславскому. Норму этого почётного звания он выполнил в чемпионате СССР по шашечной композиции, посвящённого 50-летию советской власти. Много работ В. Богуславского напечатаны в журнале «64» на рубеже 1920-30 гг. Также он специализировался и в жанре задач. Этим двум разделам композиции он оставался верен всю жизнь. Большая часть творчества композитора относится к русским шашкам, но также у него есть произведения и на стоклеточной доске, о чём свидетельствуют итоги конкурсов, в том числе и чемпионатов СССР. Самое интересное то, что Виктор Богуславский является первым в области мастером практиком и композитором.
Третьим и последним на данный момент мастером спорта в 1980 году стал художник-оформитель из Днепропетровска Евгений Петрович Ткаченко. Его можно считать наиболее сильным, титулованным и успешным композитором нашего региона. Композицией увлёкся в студенческие годы, а первые его позиции начали печататься в журнале «64» с 1970 года. Специализировался он только в проблемах по русским и стоклеточным шашкам. Особенных успехов ему удалось добиться в жанре миниатюр на большой доске. В чемпионатах Украины 1981 и 1983 гг. он занимает второе место. Удачно выстпуал и в международных конкурасх, а его стоклеточные проблемы частенько печатались в голландсикх журналах. Главным же его успехом стало выступление на V чемпионате СССР 1985 г., в котором он занял третье место. Такой результат стоит считать очень весомым, ведь на конкурс было представлено 232 позиции. В журнале «Шашки» в обзорной статье об итогах этого чемпионата старший судья Г. Рудницкий напишет: «Стабильно выступает во всесоюзных соревнованиях украинский мастер Евгений Ткаченко. Своим результатом он ещё раз подтвердил репутацию классного составителя миниатюр». После такой характеристики Евгению Ткаченко наконец-то покоряется национальный олимп композиции и в 1987 году он становится чемпионом Украины. Увы, но после этого успеха фамилия Ткаченко исчезла из соревнований. Ничего неизвестно о нём и сейчас.
В разное время в конкурсах Днепропетровскую область представляли и другие композиторы-мастера. Однако высокого уровня своего мастерства в шашечной композиции они достигли до того момента как получили возможность выступать от нашей области на соревнованиях. Среди них, например, уроженец Винницы Владимир Деревецкий, который в 1989 году в V чемпионате Украине по композиции стоклеточные шашки в разделе миниатюр занял второе место. Позже он переехал из Днепропетровска. Наверное, у многих с именем Ивана Тимофеевича Кобцева ассоциируется шашечная композиция Днепропетровщины. Участник чемпионатов СССР и призёр чемпионатов Украины в город на Днепре уже приехал состоявшимся и известным композитором. Неутомимый составитель, он организовывал множество заочных конкурсов решения в местных газетах, а также очных соревнований по решению. Приурочив к 75-летнему юбилею, в 2009 году под авторством Ивана Тимофеевича вышла книга «Шашечная композиция», в которой он рассказывает о своём творческом и жизненном пути, а большая его часть у него связана с Днепропетровском.
Нужно рассказать и о других авторах, которые не достигли таких значимых высот. Это в первую очередь первый мастер спорта практик в области Михаил Смоляк. Один из его этюдов был высоко отмечен на конкурсе, проводимым журналом «64» в 1929 году. Интересно было бы узнать историю жизни Ивана Людвиговича Коваленко, который был автором шашечных и шахматных этюдов. Свои немногочисленные шашечные произведения он опубликовал в 1930-31 гг.
Виктор Богуславский был не единственным представителем задачного жанра среди композиторов нашей области. Уроженец Софиевского района Пётр Петрович Хилай активно участвовал не только в городских и областных чемпионатах по практической игре, но и в соревнованиях композиторов и слыл неплохим составителем произведений на блокировку. Его первая задача была напечатана в 1967 году, а главный успех связан с участием в IX чемпионате Украины 1996 года, в котором он занял второе место.
Проживая во время учёбы в Днепродзержинске, своё мастерство составителя в шашечной композиции шлифовал Николай Иванович Шаповал, произведения которого печатались в рижском журнале «Шашки». Сейчас он уже много лет проживает в Донецке.
Во многом благодаря Ивану Кобцеву и его работе по проведению в областных газетах массовых классификационных конкурсов, где читателям предлагалась возможность не только стать решателем, но и автором конкурсных заданий, шашечной композицией увлеклось немало любителей шашек нашего региона, которые, пусть и без особого успеха, но даже принимали участие в чемпионатах Украины. Довольно часто в газете «Днепровская правда» печатались произведения Леонида Ефимова и Николая Константинова из Павлограда, Виталия Гребельника и Василия Лазебника из Днепропетровска. А самых больших успехов среди таких начинающих составителей, наверное, достиг студент Днепропетровского сельскохозяйственного института Мераб Кардава. Его творчество было удостоено места в отделе концовок журнала «Шашки», а участвуя в первом всесоюзном конкурсе по 80-клеточным шашкам, он выполнил первый разряд по композиции при этом поделив третье-пятое места.
Отдельно, хочется сказать, что составлением на 80-клеточной доске занимались все проблемисты нашей области и достигли в этом некоторых успехов. Так в 1987 году во втором всесоюзном конкурсе организованным газетой «Забайкальский рабочий» второе и третье место поделили Евгений Ткаченко и Иван Кобцев. Ещё раньше в 1984 году в первом всесоюзном конкурсе, который организовала Харьковская газета «Ленинская смена» Евгений Ткаченко также был вторым.
Долгое время в соревнованиях по шашечной композиции Днепропетровскую область представлял только один ветеран Иван Кобцев.
Мастер спорта практик Анатолий Панченко к нему присоединился в 2013 году. В этом году он принял участие в чемпионате Украины, в котором выступил довольно посредственно. Однако, будучи сильным игроком, он быстро повышал уровень составления шашечной композиции, специализируясь в жанрах проблем и этюдов в русские шашки. И всего через два года в чемпионате Украины он уже становится победителем сразу в двух разделах. Его произведения в разделах миниатюры и этюды были высоко оценены судьями. Этот результат был более чем достаточным для присвоения звания мастера спорта. И это звание было присвоено в конце 2015 года, повторив, таким образом, достижение Виктора Богуславского и став четвёртым в истории области мастером по композиции.
Анатолий Панченко принимал активное участие в мире шашечной композиции как автор публикуемых произведений, участник международных конкурсов, судья соревнований и даже организатор. А в 2015 году он под своим авторством напечатал книгу «Шашечная композиция Днепропетровщины», в которой изложил более подробное историческое исследование шашечной композиции региона.



По данной теме:
Список мастеров спорта по композиции Днепропетровской области
Фотогалерея: Мастера спорта по шашечной композиции
Общая информация: Шашечная композиция