Шашечная композиция

Автор: Анатолий Панченко, добавлено: 25.03.2013

Шашечная композиция является самостоятельной областью шашечного творчества, процесс и цель которого заключается в создании оригинальных художественных шашечных произведений – этюдов, концовок, задач. Также шашечной композицией можно назвать любое из названных выше произведений. Соответственно автора таких произведений принято называть шашечным композитором. Шашечная композиция присуща для любого вида шашек.
В зависимости от преследуемой в шашечном произведении идеи композиция подразделяется на жанры, имеющие свои особенности и специфические художественные требования. Основными жанрами композиции являются этюд, концовка или проблема, задача и задумка. Любое из шашечных произведений какого-либо жанра композиции представлено в форме позиции и в своём содержании основано на выполнении определённого задания по правилам игры и борьбе двух сторон. Одна из сторон стремится к выполнению задания шашечного произведения и называется активной, другая, соответственно, противодействует выполнению задания.
Этюд – шашечное произведение с определённым заданием и числом шашек у активной стороны не более четырёх и противодействующей не более шести. Заданием в этюдах является достижения выигрыша или ничьей в строгой последовательности единственных ходов. Этюды могут быть дамочными, т.е. позиции в которых присутствуют дамки и этюды, в которых борьба происходит только между простыми шашками. Специфическим требованием этюда является не менее чем в два варианта, в зависимости от ответа противодействующей стороны.
Концовка – шашечное произведение с определённым заданием и числом шашек у активной стороны свыше четырёх. Второе название этого жанра композиции «проблема». Проблемы разделяют на несколько самостоятельных поджанров по исходному количеству шашек у сторон на миниатюры, средние проблемы и проблемы. Миниатюрами в русских шашках считаются позиции с количеством шашек до 6 для каждой из сторон, в стоклеточных – до 7. Средними проблемами в русских шашках являются позиции с исходным количеством шашек до 9 для каждой из сторон, в стоклеточных – до 12. Проблемами в русских шашках считаются позиции с количеством шашек до 12 для каждой из сторон, в стоклеточных – свыше 12. Также концовки подразделяются на позиционные и комбинационные. В первых главной идеей является присущая этюдам тонкая игра единственными ходами, во вторых основным содержанием является тактическая составляющая. Активно культивируются сейчас так называемые «дамочные проблемы». Это комбинационные концовки, в начальных расстановках которых у обеих или одной из сторон присутствует хотя бы одна дамка. Дамочные проблемы также разделяют исходя из указанного выше количества шашек у сторон в начальной расстановке на миниатюры, средние проблемы и большие проблемы. Максимальный перевес в соотношении сил сторон для любого из поджанров проблем в русских шашках определяется двумя шашками, в стоклеточных одной.
Задача – произведение на выигрыш с запиранием определённого количества и качества шашек. Вероятно, самый сложный жанр композиции, ввиду большого количества специфических художественных требований. Задачи подразделяются на произведения с заданием запирания дамок, простых и дамок с простыми. Существуют также и задачи на запирание собственных шашек.
Задумка – так называемый «четвёртый жанр» композиции не относящийся к основным и представляющий собой произведения ретроанализа. Позиции из этой части композиции имеют оригинальные задания и начальную расстановку. К этому жанру относят, например, такие задания как доказывание легальности заданной позиции, добавление шашек сопернику или снятие собственных для достижения выигрыша либо ничьи, позиции основных жанров композиции, но с превышением исходного для игры количества шашек.
Трудно сказать, когда именно появилась шашечная композиция. Однако первая в России шашечная книга «Руководство к основательному познанию шашечной игры», изданная в 1827 году и автором которой является А.Д. Петров, в своей XI главе Хитрости шашечной игры (двенадцать примеров) уже содержала искусственные шашечные произведения. Наибольшую популярность и как следствие развитие на начальном этапе композиции получили задачи и этюды, которые в принципе собственно и формировали собой шашечную композицию. Поэтому неудивительно, что когда в 1957 г. было утверждено официальное положение о разрядных нормах по шашечной композиции, оно распространялось только на композиторов этих двух жанров. Безусловно, что с введением разрядных норм по шашечной композиции в Единую всесоюзную спортивную классификацию, эта область шашечного творчества получила новый стимул для своего развития.
Присвоение спортивных разрядов и званий в шашечной композиции, как и в любом другом виде спорта, связано с соревновательной деятельностью. Основными видами этой деятельности являются чемпионаты и конкурсы по составлению композиций. Турниры могут быть личными и командными, национальными и международными. Соревнования среди композиторов являются заочными и представляют собой оценку произведения автора в соответствии с техническими, художественными и эстетическими требованиями жанра с начислением определённого количества очков. Как правило, занятые места определяются по наибольшей сумме очков за несколько заранее установленное количество произведений, которое разрешается предоставить для участия или за определённое количество лучших из представленных произведений автора. Официальные квалификационные соревнования проводятся по трём основным жанрам композиции и их поджанрам, в которых могут присваиваться звание чемпиона или победителя конкурса – миниатюры, проблемы, этюды, задачи в русские и стоклеточные шашки.
Существует достаточно много специфических художественных требований композиций в соответствии с правилами и определённым жанром применяемых в соревновательной деятельности. К общим же техническим требованиям можно отнести такие как решаемость – выполнение установленного задания, отсутствие побочных вариантов решения и перестановки хода, экономичность – участие в игре всех шашек начальной позиции, экономичность финальной позиции, легальность – возможность последнего хода противодействующей стороны в исходной позиции. Самым главным же и скорее проблемным на сегодняшний день требованием является не совпадение с уже существующим произведением или его вариацией.
Высшими спортивными званиями в шашечной композиции являются международный и национальный гроссмейстер. Ознакомиться разделом «Шашечная композиция» утверждённой в 2014 году Единой всеукраинской спортивной классификации можно по этой ссылке.



По данной теме:
Список мастеров спорта по композиции Днепропетровской области
Фотогалерея: Мастера спорта по шашечной композиции
Общая история: Шашечная композиция Днепропетровщины